Исправьте следующие ошибки:
Еще лет пять назад казалось, что руины бывшей фермы Бенуа, что в северных районах, на пересечении Тихорецкого и Светлановского проспектов, обречены на то, что быть полностью стертыми с лица города. Сколько подобных объектов, потерявших свое первоначальное назначение, исчезло в окрестностях, ставших новостройками, во второй половине ХХ века! И никто, наверное, не удивился бы, если бы на месте бывшего коровника и сгоревшей дотла дачи Бенуа появилось бы нечто современное, например, многоэтажный жилой комплекс. Но то, что произошло, наверное, можно назвать почти что чудом.
Дача Бенуа отстроена заново. В ней открывается детская образовательная «Школа Бенуа». В бывшем коровнике уже год действует семейный ресторан и пространство для культурно-просветительских акций. Словом, налицо достаточно редкая, но весьма поучительная история о том, как депрессивная территория с руинами, годными, казалось бы, только под снос, без всякого участия государства, исключительно силами частного инвестора (называть его не будем) была превращена в центр семейного отдыха, досуга, образования и просвещения.
Однако сначала небольшая историческая справка. Ферму построил в конце 1890-х годов петербургский архитектор Юлий Юльевич Бенуа — академик архитектуры, представитель знаменитого художественного рода Бенуа. Он арендовал у владельцев Муринского имения обширный участок неплодородной земли от Муринского ручья до окраины Петербурга, заключив договор аренды на пятьдесят лет. Его мечтой было создать под Петербургом хозяйство «по образу и подобию» идеальных молочных ферм швейцарских Альп и Нормандии. Строительство велось по собственным чертежам Юлия Бенуа и под его непосредственным наблюдением. Возведение усадьбы завершилось к 1904 году. Украшением фермы стал красивый двухэтажный деревянный дом с каменным подвалом, мансардами и башней, которая имела еще и чисто практическое назначение: служила наблюдательной вышкой на случай пожара.
Молочное предприятие включало в себя самые разные постройки, в том числе коровники, сараи и ветряную водокачку. От фамилии владельца фермы пошло и название проспекта, который вел сюда от Политехнического института. В 1952 году, во время массовой кампании переименований, проспект Бенуа стал Тихорецким – «в память об освобождении советскими войсками города Тихорецка в январе 1943 года». Без какой бы то ни было исторической привязки к местности…
В начале ХХ века ферма Бенуа была процветающим успешным коммерческим предприятием – она славилась на весь Петербург, успешно снабжала горожан молочными продуктами. Молоко предварительно обрабатывали на ферме: здесь существовала собственная лаборатория. Юлий Бенуа дорожил репутацией и от состоятельных заказчиков (а таких было немало) нареканий не поступало. Ферма считалась образцовой, здесь содержалось более двухсот породистых коров. Постоянных работников насчитывалось всего до тридцати человек, поскольку на сезонные работы нанимали поденщиков. На ферме поддерживалась идеальная чистота, тут стремилась следовать европейским меркам ведения молочного хозяйства. В светлом и просторном коровнике устроили электрическое освещение, уложили рельсы для вагонеток для уборки навоза, провели водопровод: в вычищенные после кормления коров бетонные лотки напускали воду. Корма разносили корзинами, доили коров в подойники, процеживали молоко через несколько слоев марли и сливали в бидоны, которые охлаждали в молочной. После Февральской революции 1917 года Юлий Бенуа решил продать ферму министерству государственного призрения. Однако купля-продажа не состоялась, поскольку этой сделке воспротивились Петроградский уездный и Муринский волостной земельный комитеты. Имение передали под особый контроль Муринскому волостному исполкому, а тот сдал ферму министерству государственного призрения в аренду на один год, оставив за собой право распоряжаться землей по собственному усмотрению. Вскоре после Октябрьской революции ферму Бенуа национализировали. В ноябре 1918 года, когда в состав Петроградской трудовой коммуны вошли шесть бывших помещичьих имений, получивших название «городские молочные фермы», бывшая ферма Бенуа значилась под номером один. Она стала «1-й городской молочной фермой» Петрогубкоммуны, однако чаще всего ее называли «Лесной фермой» или совхозом «Лесная ферма». Затем ферма стала именоваться просто совхозом «Лесное». В конце 1921 года совхоз «Лесное» вошел в Петроградское единое потребительское общество (ПЕПО), впоследствии — Ленинградский союз потребительских обществ.
Уникальная страница истории совхоза «Лесное» – его деятельность в годы войны. Во время блокады совхоз был одним из поставщиков сельхозпродукции для жителей осажденного города. В помещении дачи Бенуа всю блокаду находился детский сад. Те, кому довелось ходить туда, вспоминают, как даже тогда, в самые тяжелые годы войны, с ними, маленькими детьми, очень серьезно и с любовью занимались. Учили петь, рисовать, был даже организован детский оркестр…
После войны совхоз «Лесное» был укрупнен. Летом 1945 года ему выделили около 300 гектаров сенокоса в Кексгольмском (Приозерском) районе, в начале 1948 года – 600 гектаров на севере Всеволожского района. А в 1952 году к «Лесному» присоединили совхоз «Нарвский» Кингисеппского района. С 1959 года совхоз получил статус государственного племенного завода. Он считался одним из лучших во Всеволожском районе и во всей Ленинградской области, был награжден орденом Трудового Красного Знамени, имел десятки наград ВДНХ, республиканских и всесоюзных конкурсов. В 1967 году было принято решение о неотложном перебазировании госплемзавода и совхоза «Лесное» на новое место. Совхозу передали большой участок земли на стыке Гатчинского и Пушкинского районов Ленинградской области. Там совхоз «Лесное» и сегодня продолжает свое существование. Что касается «дачи Бенуа», то, по воспоминаниям студентов-политехников 1960-х годов, в ней находился клуб совхоза «Лесное», куда они ходили на танцы. После отъезда совхоза дача продолжала использоваться под различные общественные нужды. В помещениях бывшей фермы разместились экспериментальные мастерские ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, который расположился на территории в нескольких сотнях метров от бывшей фермы Бенуа, на противоположной стороне Светлановского проспекта.
К концу 1980-х годов уже пришедшую в ветхость «дачу Бенуа» передали школе художественного образования. Реконструкцию здания под эту школу, начатую в 1994 году (заказчиком являлся Комитет по культуре), приостановили из-за отсутствия финансирования. Художник Илья Глазунов задумывал создать здесь творческий центр Всероссийской Академии художеств. Но этого не произошло. А 12 марта 2001 года деревянная дача сгорела, от нее остались лишь руины каменного цокольного этажа.
Власти пообещали восстановить дачу Бенуа. В соответствии с проектом, ее предполагалось отстроить в том виде, который оно имело в начале ХХ века, — с башней, пристройками и верандами. Начались поиски инвестора. Предполагалось, что часть восстановленной дачи Бенуа займет музей, а в остальных помещениях разместятся бизнес-центр, кафе или ресторан. Однако тогда дальше слов дело не двинулось.
В начале 2004 года в петербургской печати появились сообщения, что в недалеком будущем пространство вокруг бывшей фермы Бенуа между Светлановским, Тихорецким проспектами, улицей Веденеева и проспектом Науки, на площади 12 гектаров, станет первым в России «Парком космоса» — музейным парком космических развлечений. Однако и этот проект канул в лету. Наверное, к лучшему – не к месту он был бы здесь…
Прошло еще три года, и казалось, в судьбе бывшей дачи Бенуа забрезжил свет в конце туннеля: КГИОП выразил твердое намерение наконец-то взяться за восстановление постройки. Летом следующего, 2008-го, года в петербургских СМИ вновь прошла информации, что сгоревшую дачу Бенуа планируется восстановить, а территорию вокруг нее сделать музейной зоной. Тогдашний председатель городского Комитета по культуре Антон Губанков рассказывал о планах создания здесь музея «Мир искусства». Однако и эта идея не получила своего воплощения. В октябре 2008 года произошёл пожар в здании коровника. А уже через несколько дней, 21 октября, правительство Петербурга приняло принципиальное решение в отношении дачи Бенуа: поскольку в городском бюджете средств на ее реставрацию нет, территорию отдадут частному инвестору. При этом весь сад Бенуа, ограниченный проспектом Науки, Светлановским, Тихорецким проспектами и улицей Веденеева, уже был объектом культурного наследия регионального значения. И, согласно охранным обязательствам, новое строительство здесь запрещалось, речь идти может только о восстановлении и воссоздании. Поэтому на инвестора накладывались обязательства по сохранению и восстановлению всего комплекса. Однако и тогда пожелания городских властей повисли в воздухе: помешал разразившийся осенью 2008 года финансовый кризис…
Постройки фермы стояли брошенными, постепенно превращалась в руины. В коровнике к тому времени рухнула крыша, здание гибло буквально на глазах, от административного корпуса оставались только одни стены, лишенные окон и крыши, а от дачи Бенуа – лишь полуразрушенный подвальный этаж. В сентябре 2011 года комплекс фермы Бенуа был продан на торгах. Покупателем стала фирма «БестЪ», входящая в группу компаний «БестЪ». Проект реконструкции получил название «Бенуа 1890». Основатель группы компаний «БестЪ» Андрей Лушников решил воплотить мечту – создать на месте бывшей образцовой «фермы-мечты» амбициозный проект, объединяющий детский образовательный центр и семейный ресторан. «Первая очередь» центра «Бенуа 1890» открылась осенью 2015 года — с акции, посвященной 125-летию начала существования фермы Бенуа. Всех пришедших на праздник встречали еще не примелькавшиеся, но явно очень добрые и приветливые существа – бенуарики. Их придумал художник Николай Копейкин, а детская писательница Катя Матюшкина создала про них книгу, которая в день праздника была просто нарасхват. «Давно хотелось написать сказку про волшебную страну, существующую посреди города. Сказочную вселенную, окруженную асфальтовым морем», — рассказала Матюшкина. Сказочная страна Бенуария наполнена островами, долинами, горами и каньонами. А живет в ней семейство веселых слономышей бенуариков — своего рода наш ответ заграничным Муми-троллям. Бенуарики чуточку похожи на мышей, чуточку на слонов. Всего их пять: папа Алекс, мама Ева, дедушка Бу, сын Ник и дочка Уня. И еще — помощница семейства Глаша. На страницах книги они каждый день что-то придумывают, изобретают, творят и просто радуются жизни. А жизнь их – сплошное приключение. У каждого свой характер, но им всем вместе предстоит отыскать секретные чертежи и восстановить дачу именитого архитектора. А чтобы герои еще больше полюбились современным детям, для книги создано специальное мобильное приложение с технологией «дополненной реальности».
Уже три года на территории «Бенуа 1890» постоянно проводятся выставки, фестивали, лекции. «Тематика самая разная, — говорит представитель «Бенуа 1890» Анна Джанибекова. — От фестиваля, посвящённого 125-летию сада Бенуа и краеведческой выставки об истории совхоза «Лесное» до фестиваля Unrealfest, посвящённого технологиям виртуальной и дополненной реальности (дополненную реальность мы активно используем в книгах и даже создали своё мобильное приложение «Бенуа 1890»). Это и немного хулиганская выставка «Котэ в садэ», проходившая прямо под открытым небом, бесплатная, собравшая много положительных отзывов».
Тем временем в октябре прошлого года в помещении бывшего коровника открылся семейный ресторан «Ферма Бенуа». Его оригинальное оформление было призвано запечатлеть «память места». В интерьер вписалась даже выполненная из картона фигуры коровы (скульптор Борис Климов), а в качестве абажуров были использованы старинные бидоны, начала прошлого века, которые специально купили на барахолках Берлина. И, простите за подробность, еще одна деталь: в туалете раковины выполнены в виде эмалированных ведер.
«Кроме бидонов, с тех же блошиных рынков привезли и немалую часть декора: глиняные горшки 1920 – 1930-х годов, кофемолки, люстры 1970-х годов, — рассказала Анна Джанибекова. — Дело не в том, что в России бидонов не нашлось, просто архитектор Евгений Скориков, инвестор Андрей Лушников и директор ресторана Валерия Гамм специально ездили в Берлин, чтобы приобрести весь этот антиквариат — купили очень много, и он весь буквально растворился в огромной (около двух тысяч квадратных метров) площади ресторана».
Второй этаж ресторана представляет собой специальное трансформирующееся пространство. Там могут проводиться лекции, конференции, концерты, театральные выступления. Недавно, например, выступал Лев Лурье с лекцией, посвященной Довлатову. Все средства от нее были перечислены на организацию фестиваля «День Д».
На воссоздание практически полностью уничтоженной дачи Бенуа ушло почти пять лет. Воссоздавали ее в камне — точнее, в монолитном железобетоне. Проект восстановления построек фермы Бенуа разработала архитектурно-реставрационная мастерская «Вега». Как рассказала ее гендиректор Елена Шарова, архивных документов времен Юлия Бенуа оказалось крайне мало, но зато сохранились обмерные чертежи 1980-х годов. Очень помогли старые фотографии разных времен. Правда, не со всех ракурсов дача была сфотографирована, поэтому что-то приходилось додумывать в процессе работы.
Весной 2015 года мне довелось побывать на строительной площадке, когда процесс был еще в самом разгаре. Тогда инвесторы обещали, что открытие состоится в сентябре того же года. Увы, стройка и отделка затянулись на два года.
Ревнители старины были недовольны, когда значительная часть стен бывшего коровника была разрушена, а вместо них появился новодел. Строители оправдывались: исторические стены сохранить было невозможно, конструкции были совершенно ветхими. Да и вообще, когда стали отбивать штукатурку, то обнаружили, что старого кирпича там не больше десяти процентов. Все остальное – пустотелый послереволюционный кирпич, который рассыпался буквально на глазах. Представители КГИОП согласились: стены можно демонтировать. В результате от старого коровника строители оставили несколько внешних стен и водонапорную башню. Но все остальное было воссоздано – и практически из такого же кирпича, что человеку неосведомленному порой просто не отличить: где старая кладка, а где новодел. Строители подобрали кирпичи Энгельсовского завода в Поволжье, который до сих пор делают по старым технологиям – он внешне очень похож на старинный дореволюционный. В случае с дачей речь не шла о реставрации (реставрировать там было нечего), а о воссоздании и приспособлении под современное использование. КГИОП все согласовывал вплоть до самых мелких элементов.
«Нас упрекали в том, что мы восстанавливаем дачу не из исторического материала, а из современных материалов и конструкций, — говорит Андрей Лушников, создатель культурного пространства «Бенуа 1890». — Мы объясняли: здание общественное, оно не может, по современным требованиям, быть целиком из дерева. На самом деле, сейчас, когда здание уже построено, такого негатива, какой порой проявлялся в начале, уже нет. Наоборот, люди приходят, спрашивают: «А что здесь будет?». Приходят и пожилые люди, и семьи с детьми, и просто молодежь – сад является здесь и местом привлечения, и своего рода транзитным местом, через который каждый день проходит сотни людей. Самое главное, что после стольких лет запустения, когда люди старались обходить эти руины стороной, все здания восстановлены и открыты для широкой публики. Да, они стали частной собственностью, но они являются публичным пространством. Это не закрытый объект, не частная резиденция. Мы воспринимаем восстановление усадьбы Бенуа как подарок городу. Разрушенных памятников в городе много, но не все инвесторы рискуют вкладывать деньги именно в восстановление. Осуществленный здесь проект – целиком на деньги инвестора. Во все объекты на бывшей ферме Бенуа вложено уже более 700 миллионов рублей, причем мы рассматриваем весь объект целиком – ресторан и школу вместе – как центр досуга на севере Петербурга. Мы предполагаем, что все вложенные средства окупятся за десять лет. Что касается ресторана, мы сами не ожидали, что он окажется таким популярным. В выходные дни он постоянно заполнен публикой, причем самого разного возраста. Здесь очень уютная и демократичная атмосфера, игровая детская комната, живая музыка. В выходные здесь просто столпотворение, детский шум-гам».
…«Великий и ужасный» Михаил Золотоносов, резкий, но очень точный в своих оценках искусствовед, исключительно редко позитивно отзывается о каких-то «новоделах». Но здесь тот случай, когда даже он сменил гнев на милость. В журнале «Город» он отмечал: «Мне показалось, что новая жизнь «Фермы Бенуа» – это положительный пример работы корпоративного бизнеса с приобретенным объектом культурного наследия… Впечатление весьма положительное. Воссоздание дачи снаружи практически завершено, хотя, конечно, кое-что можно было сделать подороже и получше. Рамы для стеклопакетов изготовить не металлопластиковые, а из дуба… Инвестиции частные, видимо, инвестору приходится экономить. Тем более что сделанные им вложения с учетом цен, сроков и объемов можно оценить только как меценатство». Что касается коровника, ставшего рестораном, то Михаил Золотоносов, высказав ряд серьезных претензий, резюмировал: «В целом же все сделано вполне достойно и допустимо с учетом того, что Юлий Бенуа – не Росси и не Растрелли, а этот коровник на углу Тихорецкого и Науки – не самый важный памятник архитектуры Петербурга… Главное, что новый владелец ничего не пожелал пристраивать или надстраивать. Состав объекта остался именно таким, каким указан в документах КГИОПа». Не всем, признаюсь, по душе то, что звучная красивая фамилия «Бенуа» дала имя странным существам слономышам. Однако и тут Михаил Золотоносов отреагировал достаточно спокойно: «Чопорный и скучный Юлий Юльевич Бенуа реинкарнировался в рой забавных Бенуариков, манифестирующих иронию и игровые интенции и потенции новых владельцев».
«Школа Бенуа», которая начинает свои занятия 1 сентября нынешнего года, — это детский центр дополнительного образования. Он рассчитан на детей от двух лет. Девиз – «Следуем традициям, стремимся в будущее!». Все классы будут оборудованы планшетными компьютерами iPad, конструкторами «Lego», цокольный этаж здания полностью посвящен детским квестам с дополненной реальностью. В студиях панорамные окна, много света. Один из залов вообще выходит всеми окнами в сад, что создает ощущение полного единения с окружающим миром. Класс живописи будет оборудован муфельной печью для обжига изделий из глины. В расписании занятий – «Окружащий мир + iPad», «Lego-конструирование», «Машина времени», а также рисование, музыка и творческий мастер-класс. «Все оформление внутренних интерьеров строится вокруг сказочных бенуариков, — рассказывает Анна Джанибекова. — Они главные герои нашего дома. По сути, это мир детства, который расположен полностью во всем здании. А в цокольном этаже будет полностью театрализованное пространство квестов для детей от пяти лет, и тоже со сказочными бенуариками.
Мы активно общаемся с правнучкой Юлия Юльевича Бенуа – Женни Бенуа-Пино, живущей в Париже. Она профессор Университета Бордо. Женни поддерживает нашу деятельность и очень рада подобной новой жизни фермы и усадьбы своего прадеда. Её дочь Элизабет — успешный галерист, а сын Франсуа Пино-Бенуа — талантливый скрипач, окончивший в девятнадцать лет Высшую Парижскую Консерваторию по классу скрипки. Появилась идея провести здесь, в этих стенах, его концерт». «В семье Юлия Юльевича Бенуа было много детей, — отмечает Жени Бенуа-Пино. — Они все играли на лужайках фермы и собирались за большим столом на террасе. Замечательно, что теперь молодые жители любимого Питера участвуют в интересных и образовательных событиях вашего праздника». Обучать детей в «Школе Бенуа» будут по авторским методикам с элементами ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Как отмечают организаторы школы, дети смогут развить творческое мышление, научатся мыслить нестандартно и смогут быстро разрешать проблемные ситуации. Увы, о чистом альтруизме применительно к «школе Бенуа» говорить не приходится: детские кружки будут платными. Весь август и сентябрь сотрудники центра «Бенуа 1890» проводят бесплатные экскурсии по даче Бенуа. В любое время, в будни и в выходные, с девяти часов утра до девяти часов вечера, без записи. И люди идут постоянно. О том, что можно попасть на дачу Бенуа, узнают из интернета, из наружной рекламы, либо по «сарафанному радио». А есть и такие, кто давно следил за этим объектом, и вот наконец-то увидел, что он окончен и открыт. Часто заходят люди, которые просто гуляют по саду Бенуа. Нередко приходят те, кто работал здесь, когда тут находился совхоз «Лесное».
…Я походил вокруг восстановленных строений бывшей фермы Бенуа, вокруг дачи, пруда, и мне показалось, что я совершенно отключился от жизни большого города, как будто бы перенесся в сельскую идиллию. И хотя трамваи и троллейбусы шумят всего в нескольких сотнях метров, здесь, в саду Бенуа, ощущается удивительное умиротворение и спокойствие. Не зря все-таки говорят, что есть «гений места». Проходят десятки лет, а он не покидает этот уютный уголок.
Источник: http://blog.excurspb.ru/na-fermu-za-tvorchestvom